Мэрия закупает новые трамваи на сотни миллионов рублей — тем временем около половины новосибирцев хочет избавиться от электротранспортаСостояние электротранспорта Новосибирска оценивается как стабильно тяжелое. Количество трамваев и троллейбусов сокращается. Рельсы и провода требуют замены и ремонта. Несмотря на это, пассажиропоток на трамваи и троллейбусы стабилизируется, хотя, судя по опросам горожан, почти половина из них готова отказаться от «рогатых» и «сохатых». Городская администрация пытается найти деньги на трамваи и готова ради этого продать недвижимость.
Первый трамвай по Новосибирску проехал 26 ноября 1934 года. Пиком развития трамвайного движения стали 1960-70-е годы. По данным сайта МУП «Горэлектротранспорт» (МУП «ГЭТ»), тогда трамваи перевозили 60 % всех пассажиров в городе. В 1975 году в городе было почти 189 км путей, а парк насчитывал 470 вагонов. Последняя крупная закупка трамваев была совершена в1988-1992 гг. — 252 вагона. С тех пор парк неуклонно снижался.
За последние 12 лет город купил только 8 новых вагонов и модернизировал около трех десятков. Длина однопутного трамвайного пути в городе в 2012 году составляет 150 км.
В нынешнем 2012 году пассажиры стали потихоньку возвращаться в трамваи и троллейбусы — всплеск особенно заметен после прошлого года, ставшего неудачным для городского электротранспорта Новосибирска. Пассажиропоток в них в 2011 году упал, по данным Новосибирскстата на 14 %. При этом, как сообщает статистика, что в конце 2011 года в Новосибирске было 294 троллейбуса и 131 трамвай, что на 3,3 % меньше, чем в 2010 году. Трамваев в городе стало меньше на 13, троллейбусов на 5.
В декабре 2012 года, как рассказал Антон Ноев, руководящий сотрудник МУП «ГЭТ», в распоряжении компании есть 295 троллейбусов и 127 трамваев. Списано за год пять трамваев. Купил МУП «ГЭТ» в этом году 1 трамвай, низкопольный.
Снижение пассажиропотока в 2011 году произошло из-за новой политики взаимоотношений государства и льготников, считает начальник Правобережного трамвайного филиала №5 Сергей Чучакин:
«Падение в 2011 году мы связываем с отменой безлимитного проезда для пенсионеров и других льготников. Когда губернатор вернул безлимитный проезд (с 01.02.2012. — С.С.), пассажиры на наши маршруты стали возвращаться, и сейчас поток стабильный».
Председатель общественной организации «Пенсионеры за достойную жизнь» Антонина Михеева, которая была одним из организаторов митингов за возврат безлимитного проезда, провела среди знакомых небольшой опрос: «Хуже всего по нашему мнению обстоят дела на 14-ом трамвайном маршруте. Он ходит очень редко. Еще один проблемный, это 11-й трамвай. Там, по информации от кондуктора этого маршрута, на линии осталось только 3 вагона. Ходят они крайне редко, а летом ездят переполненные, потому что много людей едет в сторону садов. Хорошо ходит 13-й маршрут».
Линию 13-го маршрута за последние 3 года капитально отремонтировали почти всю, поделился наблюдениями депутат новосибирского Горсовета от КПРФ Ренат Сулейманов, но в целом ситуация с трамваями ему не нравится.
В первую очередь господин Сулейманов предлагает не тратить пока деньги на проекты скоростного трамвая. На это в бюджете 2013 и 2014-2015 гг., по его словам, предусмотрено 57 млн. руб. Эти деньги можно отправить на закупку обычных вагонов.
Нужно оптимизировать трамвайные маршруты по примеру троллейбусных, считает Антон Ноев: «К примеру, мы убрали 11 троллейбус, который никого не возил, и за счет этого нормально стал работать 29-й. Нужно пересмотреть, например, схему трамвайного маршрута №8, который сейчас возит мало, но выполняет социальную функцию по перевозке пассажиров».
Сергей Чучакин рассказал, что в мэрии сейчас обсуждается вопрос уменьшения количества маршрутов частного и муниципального автотранспорта там, где он дублирует электротраспорт. Это полезно и для экологии, и для дорожной обстановки, и для работы трамваев и троллейбусов.
Новосибирцы готовы списать электротранспорт со счетов. Из 9 тыс. читателей НГС, которые участвовали в опросе на тему: «Назовите вид городского транспорта, которым не жаль пожертвовать, чтобы спасти город от пробок»,
— расстаться с трамваем готовы 22,03 %, с троллейбусом — 19,66 %, маршрутками — 17,57 %, большими автобусами — 13,05 %, такси и частным автотранспортом — 27,41 %.
Мэр Новосибирска предлагает свою схему финансирования покупки новых трамваев для города: продать в связи с преобразованием трех районов города в Центральный округ здания, в которых располагаются администрации Центрального и Заельцовского района, а деньги, вырученные от этой операции с недвижимостью, включить адресной строкой «на электротранспорт» в бюджет города. Речь, по предварительным оценкам, идет о сумме в 300-350 млн. руб. Депутатов Горсовета, по мнению председателя комиссии по городскому хозяйству Игоря Кудинова, такой подход устраивает, и они целевое использование средств поддержат.
Реконструкция одного километра путей стоит 15 млн. руб. Чтобы трамваи ходили лучше, надо оградить пути или убрать с центра проезжей части на обочину, считает Антон Ноев.
Это ликвидирует зависимость электровагонов от автомобилей, которые повсеместно мешают трамваям. Когда в ноябре и начале декабря Новосибирск накрыли снегопады, то троллейбусы, по словам Антона Ноева, ехали с той же скоростью, что и другие участники дорожного движения. А вот трамваи стояли долго, но не из-за завалов. Причиной стали аварии автомобилей, которые перекрыли движение.
Сергей Стюард источник: http://news.ngs.ru/more/865268/
|